Два горных соловья





Опубликовано в 18:26
Раздел: Общество

Два горных соловья

Кыргызские акыны (поэты) делятся на две группы: на акынов-импровизаторов и акынов-письменников. В нашем материале речь пойдет об импровизаторском искусстве и двух непревзойденных поэтах, живших в разные эпохи. Их сходство заключается не только в том, что оба они из одного народа, но и в имени — Токтогул…

Для кочевого народа акыны были не только главными гостями на званых тоях, но и дипломатами во время конфликтов. Они во все времена прекрасно владели искусством слова и имели всенародное признание. В истории кыргызской литературы сохранились имена и творчество таких акынов, как Калыгул, Арстанбек, Айтыке, Балык, Эсенаман, Солтобай, Бекназар, Эшмамбет, Калмырза, Жаманкул, Нурмолдо, Уметаалы, Ботобай и других. Они признаны крупными мастерами импровизаторского искусства. А имена легендарных певцов Ыраман уулу, упомянутого в эпосе «Манас», и Жайсана заслуживают отдельного разговора. Их произведения, к сожалению, не смогла сохранить для потомков народная память. Такая участь постигла множество творений акынов-импровизаторов, поскольку это устное творчество, которое не записывалось. Песня буквально льется из уст сочинителя для слушателей в своем уникальном виде. Поэт, играя на комузе, отчасти является и композитором. Повторить в первозданном виде песню уже не сможет никто… Наверное, самым захватывающим и неповторимым является «айтыш», когда два акына схватываются между собой, чаще всего ради потехи, и начинают иронизировать друг над другом. В этом «поединке» важно не только хорошо петь, но и быть внимательным, осторожным, юмористичным, разбирающимся во многих вопросах и умеющим посмеяться над своими недостатками. К сожалению, ни один акын-импровизатор, в их числе и ныне творящие, не ведут запись только что спетой песни тут же, и поэтому можно с уверенностью сказать, что очень многие образцы их творчества были утеряны безвозвратно…

Одним из акынов, оставшимся в памяти людей, является Токтогул Сатылганов (1864–1933 гг.). Но для начала мы немного расскажем о другом Токтогуле, который жил ранее.

Токтогул — один из легендарных акынов-импровизаторов. Он был широко известен кыргызскому народу. Из фольклорных источников известно, что он жил в XIV–XV вв. и был современником знаменитых Асана Кайгы, Жееренче, Толубая-сынчы (знатока). Это были времена правления Золотой Ордой хана Жаныбека, когда среди наследников Чингисхана, властвовавших в кыпчакских степях, пошли междоусобные распри, братоубийственные войны за власть и богатство. В тяжёлый период Токтогул жил в Орде и был придворным певцом хана Жаныбека, повествуется в трудах историков. Акын был удручён угнетённым положением народа и жестоким правлением хана. Однажды, открыто выразив свой протест, он попал в число нежеланных и впоследствии был изгнан. Крылатое выражение, которое знают и современные кыргызы, «Толубайдай сынчы бол, Токтогулдай ырчы бол» («Будь певцом, как Токтогул, будь знатоком, как Толубай») восходит именно к тому периоду. К сожалению, нет никаких сведений о его родословной и биографии. Однако в народной памяти Токтогул остался легендарным поэтом-импровизатором.

Itigulova_Istoriko-filosofskii analiz miripoznaniia Nurmoldo ...

культуру кыргызов, что привело к пересмотру духовных ценностей, отказу ..... вывела в общество легендарных мыслителей: Кет Бука, певца Токтогула, ...
http://oel.bik.org.kg/ru/download/69/

Другой признанный народом акын «горный соловей» Токтогул Сатылганов (1864–1933 гг.) был мыслителем, поэтом-назидателем и сказителем. Его заслуга, как утверждают специалисты, заключается в том, что он заложил основы демократического направления поэзии акынов и одним из первых начал распространять идеи свободы и равенства.

Токтогул родился в низовьях долины Кушчу-Суу в местности Кыша Кетмен-Тёбё. Его отец Сатылган Токсонбаев был бедняком. Бедность вынудила маленького мальчика, одаренного музыкальным талантом, трудиться с раннего детства. Так он стал пастухом. Токтогул рано познал трудности и горечь жизни. Становлению его поэтического мастерства способствовал богатый народный фольклор и традиционная акынская поэзия. Большое влияние на его мировоззрение и поэтический рост оказали такие акыны, как Чонду, Сартбай, Кочбай, Ниязаалы. Отличительными особенностями акына были его редкая наблюдательность, особое чувственное восприятие мира и врождённый поэтический талант. Неслучайно в своих ранних стихах он изображает нищету и жизненные заботы народа: «Из-за нищеты», «Рытвины были местом моих посещений», в лирических песнях передаёт чувства молодых людей: «Насылкан», «Сюйюмкан», «Бакшы кыз», «Кюлюйпё». Отдельные творения акына запечатлели его личную трагедию. Молодой Токтогул в песне «Алымкан» передал страдания влюблённого поэта, который не смог соединиться со своей любимой. А не сбывшаяся мечта легла в основу известной мелодии «Жаш кыял». Это мелодия станет для него прощанием с первой любовью.

В творчестве Токтогула есть и произведения с острой социальной и философской проблематикой. Темы жизни и смерти, юности и старости раскрыты в произведениях «Жизнь», «Живи и процветай», «Богатство», «Аккан-Суу» и многие другие. В 1898 году среди приговорённых к семилетней каторге в Сибири вместе с мятежниками Андижана был 34-летний Токтогул. Акын был приговорён к самым тяжёлым каторжным работам. Он трудился на месторождениях свинца, меди, золота, на строительстве железной дороги «Круглою — Байкал», в тяжёлых условиях на лесопилке. Страдания узника изображены в произведениях «Беркут, парящий над горами», «Разве таков твой допрос?», «Песня узника», а также в песнях, исполненных после возвращения на родину.

В архивах нет данных о побеге Токтогула с каторги. Исследователь Ж. Таштемиров, уточнив отдельные факты из биографии акына у Сейдимкан, матери Токтогула, пришёл к выводу, что Токтогул вернулся на родину в 1903–1904 гг. Через полтора года он женился, в 1906 году у него родился сын. До второго ареста в 1910 году он имел троих детей, которые позже все умерли. Естественно, что Токтогул, столько переживший, с радостью встретил весть об установлении Советской власти, говорят эксперты. Ничего противоестественного нет в том, что им были созданы такие произведения, как «Замана», «Да здравствует Советская власть», «Ленин открыл дорогу», «Выше держи своё знамя», в которых акын выразил идеологию своего времени. Его эпическая поэма «Какая женщина родила такого сына, как Ленин» (1919 г.) стала достоянием не только акынской поэзии, но и по своему идейно-тематическому содержанию, глубине мысли, новаторскому раскрытию темы стала заметным явлением профессиональной национальной поэзии вообще. Произведение было переведено на 18 языков.

Токтогул оставил после себя богатое литературное и культурное наследие, разнообразное по жанру, познавательное по содержанию и новаторское по форме, имеющее большое эстетическое значение, заключают литераторы. В айтышах Токтогул от своих коллег требовал, прежде всего, соблюдения этических норм. Кроме того, он, сохраняя народные традиции айтыша, привнёс новаторские изменения в содержание и структуру произведения, тем самым способствуя дальнейшему совершенствованию акынской поэзии. Талант Токтогула, его гуманизм были высоко оценены современниками и учениками. В знак уважения Тоголок Молдо дважды посетил Токтогула, а Барпы в 1915 году пришёл к великому акыну и выдержал испытание на поэтическое мастерство. Он был учителем таких акынов, как Эшмамбет, Калык, Алымкул, Коргол, Курман и других.

В 1910 году он встречается с казахским акыном Жамбылом, с которым устанавливает дружеские отношения. Во время побега с каторги он попадает в племя казахов «аргынбама», изучает и запоминает их песни, а по возвращении домой привозит с собой песни, мелодии и дастаны казахского народа, популяризуя в своём исполнении поэмы «Нарикбай», «Чоро» и «Кыз-Жибек». Произведения Токтогула, воспевающие новое время, формировались в традициях народной песни в форме устной импровизации, но по своему идейно-тематическому содержанию, по художественным особенностям они стоят у истоков профессиональной поэзии, считают специалисты. Токтогул способствовал сохранению народного поэтического наследия. Он исполняет как лирические песни, так и объёмные эпосы, такие как «Кожожаш», «Жаныш и Байыш», «Курманбек», «Саринжи— Бёкёй», «Олжобай и Кишимжан», «Кедейкан». Но ни одно из них не оказалось записанным из уст поэта. Отдельная часть сохранилась благодаря его ученикам, которые внесли свои дополнения в тексты. По некоторым сведениям, он импровизировал на тему «Кёр-оглы» и других восточных дастанов. Музыкальное творчество акына развивалось в тесной связи с народным музыкально-поэтическим наследием. Параллельно с исполнением знаменитых народных кюев (мелодий) он создавал и исполнял собственные мелодии. В 1928 исследователь П. Затаевич переложил на ноты 18 мелодий, которые исполнялись Токтогулом. Среди них его знаменитые мелодии «Тогуз кайрык», «Шынгырама», «Мин толгоо», «Кёкёй кести», «Терме кербез», «Тенселме». Из музыкального наследия акына В. Виноградовым был переложен на ноты 81 кюй. Некоторые мелодии исполнялись учениками акына.

Этические представления в творчестве кыргызских мыслителей ...

Духовная культура кыргызского народа, выраженная в философско- поэтическом ... легендарными мыслителями, народными мудрецами ( акылманами).
http://www.pointofview-online.ru/books/oikubar/eticheskie-predstavleniya-

В воспоминаниях современников говорится, что Токтогул переложил татарские мелодии на комуз и исполнял их. Кроме того, он свободно пел казахские песни и исполнял мелодии домбры на комузе. Есть данные, что Токтогул состязался с узбекским акыном Молдо Тойчу, оба автора продемонстрировали высокое мастерство в исполнении мелодий.

Большой вклад в сбор материалов творческого наследия Токтогула внесли многие литераторы и акыны. При участии поэта Жоомарта Боконбаева вышел первый сборник песен акына. В сборе, систематизации, уточнении отдельных дат, в исследовательской работе большая заслуга принадлежит Ж. Таштемирову.

Отметим, что в изучении творчества акына существуют разные мнения экспертов. По сей день поднимаются различные вопросы и проблемы. Последние исследования жизни и творчества известного кыргызского акына-импровизатора Токтогула Сатылганова были проведены Батмой Кебековой, кандидатом филологических наук. Результаты ее исследования таковы, что ни одна строка песен акына не была записана из его уст. Нигде не сохранены тексты песен Т. Сатылганова в виде первоисточника. Все сборники стихов были написаны после смерти талантливого акына-импровизатора. По словам ученой, практика различных исследований отечественных филологов показывает, что трактовка одной и той же песни акына была преподнесена по-разному. К примеру, поэт С. Тургунбаев, будучи молодым специалистом, утверждал, что имеет место искажение стихов Т. Сатылганова. Как отмечает в своих трудах Б. Кебекова, до сих пор не было опровержений таким фактам.

Кроме того, она пишет, что преподносимые в школьной программе как аксиома рассказы о том, что Т. Сатылганов был демократом и, в первую очередь, борцом с бай-манапством, имеют расхождения. По результатам исследований Б. Кебековой выясняется, что акын не был атеистом, как утверждают в школьной программе, а, наоборот, был религиозен. В качестве примера ученая приводит несколько строк из песни, в которой акын открыто говорит о своей вере во Всевышнего и благодарит его за помощь в возвращении на родину из ссылки. Также в пользу опровержения атеистических взглядов Т. Сатылганова приводятся такие примеры: он не был односторонним оппонентом священнослужителей, как рассказывается школьникам. Б. Кебекова отмечает, что акын по справедливости оценивал работу священнослужителей.

По словам Мураталы Мукасова, кандидата филологических наук, потомкам необходимо отдать должное творчеству талантливого акына, который, бесспорно, занимает одно из самых почетных мест в отечественном литературном наследии.

Подготовила Чынара ЖУМАКАДЫР

111 - Litmir.net

1 день назад ... В 16—18 вв. легендарные мыслители Толубай Сынчы, Асан Кайгы и Санчы Сынчы занимались поисками всеобщей гармонии, ...
http://www.litmir.me/br/?b=106094&p=111

Комментировать
Акынская поэзия - Культура - О Кыргызстане - Добро пожаловать ...

У кыргызов акыны (народные поэты) делятся на две группы: на ... акынов, импровизаторов- назидателей, поэтов-мыслителей, таких как Ка лигул, ... акынов, то прежде всего называются имена легендарного певца Ырамана уулу, ...
http://www.welcome.kg/ru/kyrgyzstan/culture/ccssn/







Источник: http://www.pr.kg

dated - 1 September 2014


Ные женщины

Великие женщины Самые яркие женщины прошлого столетия Секрет обаяния легендарных женщин 20 столетия — Мэрилин Монро, Софи Лорен, Коко Шанель и принцессы Дианы — наверное, так и останется неразгаданным.

dated - 10 July 2015

Рестораны

Легендарный Ресторан «Яръ» считается одним из лучших в Москве.

dated - 31 March 2015