Топографическая символика имен основателей Киева





Топографическая символика имен основателей Киева


        Мифология скифов – ираноязычного народа, населявшего в I тыс. до н.э. степи Северного Причерноморья, известна крайне фрагментарно. Наиболее важным источником по объему сведений и по степени их достоверности является IV книга «Истории» Геродота, где приведены некоторые данные о структуре скифского пантеона.
        В необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери Борисфена (Днепра) рождатся первый человек – Таргитай. Зевс-громовержец ассоциируется с Огнем, дочь Борисфена – с Водой. В мистических представлениях древних народов соединение Огня и Воды рождает новую жизнь и символизирует мировую гармонию.
        Три сына Таргитая становятся родоначальниками различных частей скифского народа: от старшего – Липоксая – происходят авхаты, от среднего – Арпоксая – катиары и траспии, от младшего – Колаксая – паралаты. Правление братьев было отмечено божественным знамением – с неба упали священные золотые предметы – плуг с ярмом, секира и чаша. Четыре предмета символизировали три социальные категории (касты): плуг с ярмом – землевладельцы и скотоводы, секира – воины, чаша – жрецы.
        Имена братьев, согласно наиболее аргументированному толкованию, содержат корни, имеющие значение соответственно «гора», «глубь» и «солнце». В мифе о трех братьев, таким образом, моделируется трехчленная по вертикали структура, включающая верхний мир (небо, солнце), нижний мир (земную и водную глубь) и горы как средний, связующий их элемент (Мифы народов мира. Энциклопедия. – М., 1992).
        Теперь рассмотрим скифский миф по отношению к трем братьям, основателям Киева – Кию, Щеку и Хориву. «Хорив» происходит от санскритского «гхоре» – небесная гора (гора до небес). Хоревица это средний, связующий элемент трехчленной структуры мира – Земля. Старокиевская гора приравнивается к Верхнему Миру – небу и солнцу. Имено здесь Владимир Красное Солнышко заложил первое княжеское укрепленное городище. Сам князь либо символизировал солнечное божество, либо выступал в роли его посланца. Зимний объезд территорий киевским князем происходил в период уменьшения солнечной активности на небе и, вероятно, воспринимался как временное опускание Солнца на землю. Этот объезд владений князем соответствовал пути движения солнца на небосклоне и был связан с календарем – годовым круговоротом (Ю. Кобищанов. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории. – М., 1995). Константин Багрянородный в X в. писал: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется «кружением». Согласно «Слову о полку Игореве», князья Рюриковичи – «Даждьбоговы внуки», издревле ассоциировались с солярной символикой.
        Легендарные имена основателей могли нести и топографическое обозначение местности. Трактовки эти различны, но все они ярко характеризуют местность, на которой находятся. Так имя Кий может происходить от сарматского «кивы» (горы). Корень слова «кий» есть и в тюркском языке, где оно обозначает «крутой берег реки». Щек – г. Щекавица-Скавика, от греческого «скафос» (яр, провалье) или от «щекот», «щек» – соловей (Соловьиная г.). Хоревица от греч. «хорион» (укрепление, крепость) или от санскритского «гхоре» – небесная гора. По скифски «хорва» означает «мифическая гора». Даже на адыгейском имена Щек и Хорив можно понимать как «холмы», «горбы»; имя Кий означает буквально – «гора». Лыбедь могла произойти от греческого «либадион» – луг (низовье), а также с древнеславянского – «топкое место», «верховья реки».
        Скавика-Щекавица (яр, провалье) – издревле использовалась под некрополи – приравнивается к Нижнему Миру. Ак. Н. Марр указывает на явно хтоническую природу этого имени, подчеркивая, что «два имени, Щек и Мелтей (аналог имени Щек в армянской версии основания Киева), означают одно и то же – «Змей».
        Рассмотрим подробнее топографические интерпретации имен легендарных основателей Киева. Кий: сарматское «кивы» – горы; тюркское – «крутой берег реки»; древнеславянское Куява – «вершина горы», «пещаный холм». Хорив: санскритское «гхоре» – небесная, священная или высокая гора; скифское «хорва» – «мифическая гора» (дословный перевод – «гора, имеющая отверстия» – пещеры). Щек: по армянской легенде – «змей», «змеиный». Лыбедь: с греческого «либадион» – «луг» и «низовье»; с древнеславянского – «топкое место», «верховья реки» (луг + топкое место = заливные луга).
        Таким образом, исходя из легендарных имен основателей можно привести топографическое описание территории древнего Киева: Кий, Хорив, Щек и Лыбедь – Священные вершины песчаных гор (холмов) с глубокими («змеиными») пещерами, окруженные в низовьях (заливными) лугами. Существует подобная интерпретация древнегреческого названия Днепра – Бористен (у Геродота – Бористенес). С римских времен название Бористенес относилось и к Геллеспонту – пролив Дарданеллы. Возможно, что название Бористенес возникло где-то на фракийской территории и уже позднее приняло древнегреческую лексическую форму. Тогда конечной части слова отвечает фракийское или пеласгское значение, которое на древнегреческом означает «протока». Если первую часть слова связать с корнем «Борей» (с греческого – «северный ветер»), то получится «пролив Борея», или «северная протока» (О. Знойко. Міфи київської землі та події стародавні. – К., 1989).
        Но данные интерпретации являются лишь интересными гипотезами. В лингвистике не устанавливают языковые связи по сходству звучания. Необходимо учитывать внутреннюю форму слова, законы соответствий и родства.






Источник:
http://interesniy_kiev.livejournal.com

dated - 7 May 2014


Брянского партизана изобразили на

Издательско-торговый центр «Марка» выпустил с подачи Брянского областного общества филателистов литерный конверт, на котором изображён Герой Советского Союза, уроженец Брянска Владимир Самсонович Рябок – легендарный партизанский командир, погибший весной 1942 года.

dated - 25 December 2015